М.: Советский художник, 1981. — 511 с.
Проходит четвертое десятилетие после победы над фашистской Германией, но не стареет в памяти ветеранов жизнь военных лет, полная тягот и борьбы. Не ослабевает интерес молодых советских людей к искусству, в котором нашли отражение события, подвиги.
переживания всего народа и отдельного человека в те годы, ставшие однuм из важнейших этапов истории нашей страны и всего мира.
За тридцать с лишним лет было издано немало книг и альбомов об искусстве военного периода, фронтовых дневников и воспоминаний художников-ветеранов. И все же накопленный материал искусства и художественной жизни так огромен и значителен, что требуются новые издания, необходимые читателю и зрителю.
В годы войны московские художники работали на фронтах, во многих подразделениях армии, воздушного и морского флотов, в партизанских отрядах и в тылу. Творческая и военно-патриотическая работа москвичей охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности искусства военного периода. Вместе с тем военная Москва, как и в мирные годы, была центром художественной жизни всей страны, местом организации и функционирования крупнейших выставок, их обсуждения критикой и освещения в прессе, штабом организации военно-шефской работы художников на фронте и в тылу и других форм художественной жизни.
Разносторонность, многогранность деятельности художников Москвы в период Великой Отечественной войны в известной мере определила содержание данного сборника. его документально-исторический и мемуарный состав. Цель сборника - дать возможно более полное представление о деятельности московских художников в 1941-1945 годы, о мироощущении художника-солдата. Именно поэтому основную часть книги составляют воспоминания московских художников-фронтовиков. Среди авторов этих воспоминаний есть и художники, известные в советском искусстве еще до войны, есть и такие, чья жизнь в искусстве еще только начиналась, - молодые живописцы и графики, учащиеся художественных школ, студенты Московского художественного института. Их воспоминания, в большинстве своем написанные на основе дневниковых записей, отразили личный опыт каждого автора. Независимо от формы изложения, эти воспоминания отражают впечатления, переживания, мысли, стремления молодых советских художников-патриотов, защищавших с оружием в руках свою страну, но по строю своей духовной жизни остававшихся художниками. Подлинность и искренность дневника определяют основную притягательность и значение большинства воспоминаний, содержание которых составляют не столько мысли об искусстве или факты творческой биографии, хотя и они важны для историка советского искусства, но прежде всего то, что заметили художники в жизни тех лет, полной тревог и героического напряжения сил, что сохранилось в их памяти,- словом, индивидуальное отражение общего духа народа, его общественной психологии периода Великой Отечественной войны.
Приложения, завершающие книгу, включают материалы, характеризующие художественную жизнь Москвы в 1941-1945 годах. Это хроника, содержащая информацию о выставках, о работе учреждений искусства и Союза художников, об издании книг и статей и других важных фактах культурной жизни столицы в военные годы. В этом же разделе приводятся наиболее характерные статьи, написанные художниками и опубликованные впервые в годы войны,- например, В. Мешкова, П. Соколова-Скаля, А. Лаптева, В. Одинцова и других авторов. Эта документально-историческая летопись советского искусства имеет общесоюзное значение.
Завершают книгу статья С. Гилман и воспоминания С. Н. Дружинина о героической деятельности работников столичных музеев, не освещенной до сих пор в той мере, какую она заслуживает.
В иллюстрациях сборника наряду с ранее вос произведенным немало материала, публикующегося впервые, что несомненно представляет интерес и для историков советского искусства, и для широкого читателя