Пер. К. Батыгина. — Бостон; СПб.: Academic Studies Press; Библиороссика, 2024. — 388 с. — (Современная западная русистика). — ISBN 978-5-907767-51-5.
В своей книге Мария Чизмич исследует отражение травмы в музыкальном искусстве Восточной Европы конца XX века.
В 1970-80-е годы вопрос коллективной травмы, особенно связанной со Второй мировой войной и сталинской эпохой, стал темой для публичного обсуждения. Журналисты, историки, писатели, художники и кинематографисты неоднократно обращались к сюжетам боли и памяти, правды и истории, морали и духовности как во времена гласности, так и в предшествующие годы.
Мария Чизмич рассматривает, как эти проблемы затрагивались в произведениях композиторов Альфреда Шнитке, Галины Уствольской, Арво Пярта и Хенрика Гурецкого. Опираясь на данные психологии и социологии, используя методы литературоведения и культурологии, автор показывает, как средствами музыки происходило осмысление исторических травмы и потери.
Мария Чизмич - доцент на кафедре гуманитарных наук и культурологии Университета Южной Флориды. Исследовательские интересы - музыка (в том числе киномузыка и экспериментальная музыка), травма и ограниченные возможности, позднесоциалистическая Восточная Европа. Работы Чизмич публиковались в журналах Twentieth-Century Music, American Music, Music and the Moving Image, а также многочисленных сборниках.
Благодарности
О сопроводительном сайте
Введение. Музыка как свидетель
Музыка раскола: коллаж и фрагментация как интерпретация психологической травмы в Концерте для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке
Сокрушительные пассажи: Шестая соната для фортепиано Галины Уствольской и интерпретация боли
Исторический экскурс в эпоху гласности: "Tabula Rasa" Арво Пярта как музыкальное свидетельство в "Покаянии" Тенгиза Абуладзе
Музыка, скорбь и война: Симфония № 3 Хенрика Гурецкого и политика памяти
Эпилог
Примечания
Библиография
Предметно-именной указатель