Москва "Композитор", 2010 г. - 216 с.
Данная работа представляет собой ряд очерков, посвященных жизненному и творческому пути Карла Черни. Автор не стремился создать исчерпывающее жизнеописание, а тем более дать подробный анализ наследия австрийского музыканта. Деятельность Черни на редкость многогранна. Более или менее подробное освещение только одного из ее аспектов может стать темой отдельного и весьма объемного труда. Касаясь вопросов стиля и композиционной техники, педагогических воззрений Карла Черни, автор старался рассматривать их лишь в той мере, в какой это помогает обрисовать главные черты его человеческой и творческой личности. Затронуты также некоторые проблемы, связанные с ролью и местом Черни в современной зарубежной и российской музыкальной культуре.
Из введения: [i]В истории культуры есть репутации, которые изменить почти невозможно. Их гранитная устойчивость основана скорее на чувстве, чем на разуме. Карл Черни, сделавший для искусства ничуть не меньше, чем многие из тех, кто по праву причислен к великим, для подавляющего большинства был и остается прежде всего автором весьма полезных фортепианных упражнений. Скромный музыкант заслонен именами своих гениальных предшественников; громадное здание, которое он терпеливо возводил, достраивали более яркие последователи.
Отношение к Черни как к несколько скучноватому создателю школьных этюдов никак нельзя считать возникшим лишь в наше время, когда забылись его подлинные заслуги. И при жизни венского музыканта его отнюдь не причисляли к светочам и славе своего поколения. Он скорее имел репутацию весьма дельного педагога и довольно популярного, хотя не особенно значительного композитора.
Впрочем, считалось, что, по крайней мере, в одной сфере Черни непревзойден. Это этюды и упражнения. Но инструктивная литература - весьма специфическая область творчества. Прилежно (или не очень) штудируя этюдные сборники, юные пианисты, как и нынешние, мечтали о прекрасном времени, когда они перейдут к «настоящей» музыке.
Конечно же, Черни уважали. К его советам прислушивались, его авторитету доверяли. Читали и изучали его методические труды, осваивали по его редакциям сочинения Баха и Скарлатти, пользовались его фортепианными переложениями симфоний Моцарта и Бетховена. Но главное - все, кто хоть как-то был причастен к фортепианному искусству, твердо знали: Карл Черни учился у Бетховена и учил Листа.
Титул «любимого ученика Бетховена» Черни с гордостью носил до глубокой старости. Пропаганду творчества и идей великого учителя он сделал главной целью своей жизни. И всё же многие относились к такому «пожизненному ученичеству» с легкой иронией. В творческом облике Черни усматривалась некоторая несамостоятельность, вторичность. Что же касается Листа, то величайший пианист эпохи был столь ярок и неординарен, что заслуги педагога представлялись не столь уж значительными (во всяком случае - в общем мнении). Трудно думать о Листе как об «ученике Черни»; воспринимать же самого Черни в качестве ученика Бетховена -вполне естественно.Введение
Детство
Отец
Бетховен
Без Бетховена. Встреча с Гуммелем
Примирение
На пороге зрелости
Перед выбором
Встреча с Клементи
Пробасил. Карл, племянник Бетховена
20-е годы. Расцвет дарования
Учитель Листа
Модный композитор
Между «серьезным» и «блестящим». Личность и стиль
Новые труды
Время перемен
Кризис
Этюды
«Годы странствий»
Великий просветитель
Черни-редактор
«Полная школа» и ее спутники
Последние годы
Всеобщий учитель
Династия
«Мы по достоинству еще не оценили Черни»
[i]ПриложенияПисьма Карла Черни, или руководство к изучению игры на фортепиано от начальных оснований до полного усовершенствования с кратким объяснением генерал-баса
Даты жизни и творчества
Краткий список музыкальных сочинений
Список литературы